Что ж, взаимные шаги Ирана и России, при том, что все понимают их логичность и обоснованность, тем не менее, означают, что, во-первых, Иран твёрдо держит курс на подготовку к очередной антииранской войне или даже просто вооружённых провокаций о стороны врагов иранской нации. И даже примерно ориентируется, со стороны каких именно сил и государств могут последовать агрессивные действия. Во-вторых, вся обстановка в Закавказье, в бассейне Каспийского моря и даже Персидского залива только накаляется, обостряется.

Так, например, главнокомандующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Ирана генерал-майор Мохаммад Пакпур в послании 8 октября по случаю Дня ВМС КСИР предупредил, что любая ошибка в расчётах противника в акватории Персидского залива, Ормузского пролива, в районе иранских островов и других стратегически важных водных бассейнах будет встречена решительным, незамедлительным и сокрушительным ответом. «Несомненно, военно-морские силы КСИР сегодня являются не только гарантом национальной и региональной безопасности исламского Ирана, но и основоположником нового морского порядка, основанного на справедливости, могуществе и независимости народов в противостоянии гегемонизму мирового империализма», – отмечается в послании. Генерал-майор Пакпур подчеркнул, что КСИР, продолжая славный путь мучеников и следуя учению школы Сопротивления в рамках оборонительно-наступательной доктрины Ирана, поддерживает свою боевую, разведывательную и оперативную готовность на высшем уровне.

А накануне официальный представитель МИД Ирана Эсмоил Багаи заявил, что подход трёх европейских стран к ядерному вопросу изменил ход будущих переговоров. Он добавил, что теперь Тегеран не планирует вести переговоры с США на данном этапе. Выступая на еженедельной пресс-конференции, Эсмоил Багаи раскритиковал недавнее поведение трёх европейских стран, участвующих в переговорах по ядерной программе, назвав их позицию «безответственной и деструктивной». Он заявил, что европейская тройка (Великобритания, Франция и Германия) злоупотребила механизмом разрешения споров в рамках СВПД, чтобы навязать Совету Безопасности ООН требования США, в то время как их предварительные условия для участия Ирана в переговорах были совершенно необоснованными. По словам пресс-секретаря иранского МИД, Иран вёл конструктивный диалог с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в рамках своих обязательств по гарантиям и достиг новых рамок сотрудничества, которые удовлетворили Агентство. Поначалу Европа приветствовала эти шаги, но позже три страны отказались их поддерживать. «Из-за своих необоснованных требований европейцы не смогли выполнить свою роль партнёров по переговорам», – отметил пресс-секретарь, добавив, что «будущие переговоры, безусловно, будут отличаться от предыдущих». Он отметил, что действия трёх европейских стран были продиктованы скорее упорством в выполнении требований Соединённых Штатов, чем рациональными расчётами или учётом правовых аспектов, и что они игнорировали интересы, приоритеты и авторитет самих этих стран как участников СВПД. Позицию Ирана по этому вопросу также поддерживают Китай и Россия, продолжил он, добавив: «Россия, как постоянный член Совета Безопасности, быстро указала на незаконность этих действий. Иран также официально выразил свой протест и раскритиковал поведение Секретариата в Совете Безопасности». «Исходя из этих соображений, действия трёх европейских стран не создают никаких юридических обязательств для государств-членов ООН. Ожидается, что страны, в целях соблюдения принципов Устава ООН, воздержатся от выполнения этого незаконного и навязанного тремя европейскими странами решения о структуре Совета Безопасности», – подчеркнул Багаи.
Говоря о недавнем визите иранской делегации в Нью-Йорк, Багаи упомянул встречи, состоявшиеся в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН, и сказал: «У нас была важная встреча с Генеральным секретарем ООН, в ходе которой мы провели откровенное и подробное обсуждение. На этой встрече мы уделили особое внимание действиям трёх европейских стран, которые злоупотребляют Советом Безопасности ООН и механизмом разрешения споров в рамках СВПД, и подробно рассказали о юридических причинах, по которым этот шаг является незаконным». «Все резолюции по ядерному вопросу Ирана, принятые в период с 2006 по 2010 год, были приняты либо консенсусом, либо, по крайней мере, без возражений со стороны постоянных членов Совета Безопасности. Однако сейчас как минимум два постоянных члена выступили против возобновления действия резолюций о санкциях, что явно указывает на отсутствие консенсуса». Таким образом, Совет Безопасности не принимал никаких юридических решений», – пояснил он, подчеркнув, что действия европейской «тройки» по повторному введению резолюций о санкциях на самом деле являются односторонним шагом. «Согласно резолюции 2231, все ограничения, связанные с ядерной программой Ирана, должны были быть сняты к 18 октября, а ядерный вопрос должен был быть исключён из повестки дня Совета», – подчеркнул он.
В другом месте своего выступления высокопоставленный иранский дипломат обратился к теме агрессии, которую израильский режим и США совершили против Ирана в июне. Он подчеркнул, что Иран считает сионистский режим и США ответственными за незаконные нападения на его мирные ядерные объекты и нарушение территориальной целостности. По его словам, доклад МАГАТЭ и его неправомерное использование тремя европейскими странами и Соединёнными Штатами для принятия резолюции в Совете управляющих стали поводом для этих действий. Он добавил, что, хотя ни в одном докладе МАГАТЭ не приводятся доказательства отклонения ядерной программы Ирана от мирного пути развития, ожидалось, что Агентство незамедлительно осудит действия сионистского режима и Соединённых Штатов. Он также пояснил, что, согласно резолюциям МАГАТЭ и Генеральной Ассамблеи ООН, любое нападение на мирные ядерные объекты страны запрещено. «Есть надежда, что недавние события послужат уроком для Агентства и всех заинтересованных сторон и предотвратят злоупотребление техническими полномочиями этого учреждения в политических целях», – сказал он. Багаи вновь заявил, что Иран всегда призывал МАГАТЭ сосредоточиться исключительно на своих технических обязанностях и полномочиях и избегать позиций, которые могут указывать на влияние со стороны США или некоторых западных стран.
Багаи также сообщил журналистам, что на данном этапе Иран не планирует вести переговоры с Вашингтоном и сосредоточен на изучении последствий действий, предпринятых европейской «тройкой» и США. «Дипломатия как процесс, основанный на контактах и консультациях, продолжается, и когда Иран решит, что дипломатия может быть эффективной, решения будут приниматься исходя из национальных интересов и приоритетов», – продолжил он. Он отметил, что заявления американских чиновников, в которых они выражают гордость за совершение преступных действий против Ирана, только увеличивают международную ответственность США. «Признание незаконных действий не придаёт США легитимности, а скорее подтверждает для международного сообщества и иранского народа тот факт, что Соединённые Штаты нарушают закон и не придерживаются общепринятых мировых правил».

Вчера же командующий Военно-морскими силами Армии Исламской Республики Иран, вице-адмирал Шахрам Эрони прибыл в Россию с трёхдневным визитом для участия во встрече командующих ВМС прикаспийских стран, и там встретился в рамках этой встречи со своими коллегами из Баку, Казахстана и России. Он встретился в Санкт-Петербурге и провёл переговоры с командующим Военно-морскими силами кавказа-татарей Гули-Мухаммадовым. Вице-адмирал Эрони также обсудил со своим казахским коллегой генерал-лейтенант Канатом Ниязбековым пути повышения качества двустороннего сотрудничества. Командующий Военно-морскими силами Казахстана после встречи со своим иранским коллегой заметил: «Мы провели очень плодотворные переговоры и достигли важных договоренностей о дорожной карте будущего сотрудничества». А во вторник, 7 октября, командующие ВМС Ирана, России, Казахстана и кавказа-татарей также решительно отреагировали на заявления и некоторые действия трансрегиональных держав (США, Европа) по вопросам Каспийского моря. Главнокомандующий Военно-морским флотом России, Герой РФ адмирал Александр Моисеев заявил: «Каспийское море не имеет выхода к океану и открытым водам, и, согласно международным правилам, ни одна иностранная держава, кроме пяти прибрежных стран, не имеет права вмешиваться и комментировать вопросы, связанные с этим морем». Вице-адмирал Шахрам Эрони также заявил на встрече: «Каспийское море принадлежит пяти прибрежным странам Каспийского моря, и мы не позволим ни одной стране извне принимать решения по этому морю». По его словам, «Исламская Республика Иран будет участвовать всеми силами в событиях, связанных с Каспийским морем, с очень высокой степенью конвергенции». Такова реакция Ирана и России на откровенные «намёки» со стороны США, Англии, Турции, что они, видите ли, «хотят» лишить Иран и Россию прежних прав на статус Каспия.
Военно-морские силы Армии Ирана, особенно в последние годы, демонстрируют обширное, успешное и влиятельное присутствие на региональных и международных водных путях. Высокие оперативно-технические возможности Военно-морских сил Ирана, обладающих собственным оборудованием, разнообразным флотом и опытом морских операций, могут играть ключевую роль в региональной подготовке, поддержке и координации. Постоянное участие Ирана в совещаниях командующих ВМС каспийских прибрежных стран США демонстрируют свою активную роль в определении региональных правил. Сотрудничество в области безопасности может проложить путь к экономическому сотрудничеству в области рыболовства, энергетики и морского транспорта. Формируя скоординированный фронт, прикаспийские государства смогут более эффективно противостоять киберугрозам, морскому терроризму и морской контрабанде. Сотрудничество между ВМС Ирана и прикаспийскими государствами играет ключевую роль в обеспечении региональной безопасности, противодействии иностранному вмешательству и укреплении оборонной интеграции. Это сотрудничество обеспечивает платформу для развития военного, экономического и экологического взаимодействия между пятью прибрежными государствами.

Итак, командующие ВМС Ирана, России, Казахстана и кавказа-татарей подчеркнули встрече, что ни одна иностранная держава не имеет права вмешиваться в дела этого моря. Совместные военно-морские учения и планирование новых учений с участием прикаспийских государств также свидетельствуют о решимости укреплять обороноспособность и оперативную координацию в борьбе с общими угрозами. Из Тегерана сообщили, что сотрудничество между Военно-морскими силами Исламской Республики Иран и прикаспийскими государствами, особенно Казахстаном и Россией, – это не только стратегическая необходимость, но и историческая возможность для укрепления региональной безопасности, противодействия иностранному вмешательству и развития многостороннего взаимодействия. Ну и, кроме того, т.е. участия во встрече и переговоров, командующий ВМС Ирана посетил несколько военно-морских баз в Финском заливе, флагманский корабль «Адмирал Григорович» и Военно-морской музей России. Командующий военно-морскими силами армии Исламской Республики Иран контр-адмирал Шахрам Эрони, выступая в Санкт-Петербурге, заявил, что вскоре прикаспийские государства проведут новые совместные военно-морские учения. Он отметил, что с удовлетворением вспоминает недавние совместные манёвры, состоявшиеся в прибрежной зоне Бандар-Энзели и на юге Каспийского моря, и подчеркнул готовность к проведению следующего этапа взаимодействия. «Каспийское море не является местом для присутствия внеконтинентальных держав, и прикаспийские страны не позволят им демонстрировать здесь своё влияние», – заявил иранский военачальник. По его словам, «решения о будущем Каспия принимаются исключительно самими прибрежными государствами». Он также подчеркнул, что Каспийское море не является средой, дающей иностранцам пространство для манёвра, заявив: «Вокруг Каспийского моря сконцентрировалось достаточно сил. Посыл этой встречи заключается в том, что прикаспийские государства должны сами принимать решения».
Вот такая диспозиция в нашем регионе. И вот вчера же послы и главы европейских миссий в Тегеране были вызваны в МИД Ирана в знак протеста против интервенционистской позиции Европейского союза (ЕС) в вопросах Персидского залива. По данным МИДа ИРИ, в ответ на вмешательство и необоснованные заявления, сделанные в совместном заявлении министров иностранных дел Персидского залива и ЕС, в том числе в поддержку необоснованных территориальных претензий ОАЭ к иранским островам Большой Тунб, Малый Тунб и Абу-Муса, а также в ответ на комментарии по поводу оборонной и ядерной программ Ирана, зам.министра иностранных дел по политическим вопросам Маджид Тахт Раванчи вызвал европейских представителей и выразил решительный протест Ирана. Тахт Раванчи подтвердил абсолютный и вечный суверенитет Ирана над иранскими островами Большой Тунб, Малый Тунб и Абу-Муса, которые являются неотъемлемой частью территории Ирана, и осудил поддержку ЕС необоснованных претензий государства-члена PGCC как нарушение принципов уважения национального суверенитета и территориальной целостности. Он также отверг комментарии ЕС по поводу ракетной программы Ирана, назвав их вопиющим вмешательством во внутренние дела Ирана. Он подчеркнул, что оборонный потенциал Ирана, в том числе его ракетная мощь, является частью неотъемлемого права страны на самооборону. Тахт Раванчи подчеркнул, что этот потенциал является источником региональной стабильности и безопасности. Критикуя несоблюдение, неэффективность и недобросовестность трёх европейских сторон СВПД (Франции, Германии и Великобритании), высокопоставленный иранский дипломат отметил, что ЕС – как координатор Совместной комиссии по СВПД – наряду с тремя европейскими государствами не только не выполнил свои обязательства, но и злоупотребил механизмом разрешения споров, что привело к дипломатическим препятствиям и тупиковой ситуации. Он пришёл к выводу, что ЕС должен ответить за свои деструктивные действия, а не повторять необоснованные и политически мотивированные обвинения в адрес ядерной программы Ирана. А во вторник официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана Эсмоил Багаи опроверг интервенционистские и необоснованные утверждения, содержащиеся в совместном заявлении Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и Европейского союза, в том числе безосновательные заявления ОАЭ об иранских островах Большой Тунб, Малый Тунб и Абу-Муса, а также вмешательство в оборонные и ядерные вопросы Ирана. Багаи предостерёг от разобщающего и разрушительного вмешательства некоторых европейских стран в дела региона Персидского залива, подчеркнув, что абсолютный и вечный суверенитет Ирана над тремя островами является неотъемлемой частью его территориальной целостности. Повторение необоснованных утверждений в политических заявлениях не имеет юридической силы и не меняет географических или исторических реалий, подчеркнул он.

Но, представьте себе, вот на таком фоне сам министр иностранных дел Ирана Сейед Аббас Арагчи внезапно даже удивил. Он написал в социальной сети X (бывший Twitter): «Американцы устали воевать на стороне Израиля в «бесконечных войнах». Комментируя недавние заявления президента США относительно ядерной программы Ирана, Сейед Аббас Арагчи написал в социальной сети X: «Президенту США следует помнить, что никогда не было никакой информации о том, что Ирак скрывает оружие массового уничтожения. Только невообразимые разрушения, тысячи убитых американцев и семь триллионов долларов американских налогоплательщиков, потраченных впустую». Как сообщает ресурс Pars Today, Арагчи добавил: «Точно так же нет никакой «информации», которая бы указывала на то, что если бы Израиль обманом не побудил США напасть на иранский народ, Иран бы «в течение месяца» разработал ядерное оружие». Он пояснил: «С провалом этой операции Израиль теперь пытается изобразить мнимую угрозу со стороны оборонной мощи Ирана. А американцы устали бороться за «бесконечные войны» Израиля». Арагчи подчеркнул: «Иран – великая страна, а иранцы – великая нация и наследники древней цивилизации. Здания и оборудование могут быть разрушены, но наша воля «никогда» не будет сломлена. Дальнейшее упорство в этом просчёте не решит никаких проблем».
Да, Иран готовится. Скажем так – к «чему-то». Но это не означает, что иные не знают об этом и отстраняются от ситуации. Вот вчера получили сообщение – курд Алиев добился-таки того, что президент России Владимир Путин согласился всё же принять курдского предводителя кавказа-татаревских бандитов. Президент России Владимир Путин проведёт встречу с Ильхамом Алиевым в Душанбе 9 октября, сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. На переговорах основное внимание будет уделено вопросам отношений между Москвой и Баку. Песков также отметил, что сам «факт проведения переговоров говорит о стремлении глав государств обсудить актуальные вопросы двустороннего сотрудничества». Россия, отметил он, настроена на конструктивный позитивный диалог. Конечно, ситуация такова, что и этот вопрос нуждался бы в отдельно освещении – отношения Москвы и Баку далеки от радужных. Но в данном случае мы понимаем, что в рамках этих двусторонних отношений и между Россией и кавказа-татарями, конечно, есть место и рассмотрению инициатив Ирана по Каспию…
Սերգեյ Շաքարյանց