Иран свой выбор сделал, независимо от телефонного разговора Трампа с Путиным…

Говорят, что сегодня Трамп намерен позвонить президенту России Владимиру Путину. И что, мол, это будет очень важный разговор. Таков нарратив того, что распространяют американские, российские, общемировые СМИ за два последних дня – 17 и 18 мая. Ну, что тут скажешь? Пока ничего. Зачем предвосхищать или предугадывать то, о чём поговорят президенты США и России? Да незачем…. Вот поговорят – и узнаем.

И именно только сегодня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал планируемое на 19 мая, время телефонного разговора Владимира Путина и Дональда Трампа, а также тему, которую они будут обсуждать. Представитель Кремля сообщил, что звонок состоится в 17.00 мск. То есть – в 18.00 нашего ереванского времени… «Разговор важный с учётом состоявшихся в Стамбуле переговоров, – сказал Песков.- По переговорам мы  уже всё, что могли, сказали, основные какие позиционные точки. Дождёмся, по результатам разговора дадим максимально возможное сообщение», – заверил пресс-секретарь президента РФ. Спикер Кремля опроверг утверждения о том, что спецпосланник лидера США Стивен Уиткофф будто бы планировал прилететь в Россию в майские праздники. «Нет, он не должен был прилететь в майские праздники. Это неправильная информация», – отреагировал Песков на вопрос журналистов, цитирует агентство ТАСС. «По мере необходимости, – ответил он на вопрос, ожидается ли новый визит Уиткоффа в РФ в ближайшее время. – Эти визиты согласовываются моментально, выполняются моментально. Здесь нет никаких проблем. Каналы связи с ним работают исправно, связь постоянная, поэтому как только нужно будет – конечно же, такие контакты состоятся».

А ранее, как сообщалось из США, Трамп написал в своей соцсети Truth Social, что 19 мая в 10.00 (17.00 мск) у него будет разговор с Путиным. Среди тем Трамп назвал украинское урегулирование и торговлю. Президент США добавил, что после беседы с главой российского государства он поговорит с евреем Зеленским и лидерами стран -участниц НАТО. Предыдущий телефонный разговор Путина и Трампа состоялся 18 марта. Президент США выразил убеждённость в том, что по итогам переговоров с лидерами России и Украины будет достигнуто соглашение о перемирии. То есть о том, что отвергается лично Путиным…

Между тем, в самой Америке сформировалось жёсткое мнение о том, что телефонный разговор между Трампом и президентом России Владимиром Путиным может привести к соглашению, которое оставит украинцев без всего. Такое заявление сделал подполковник армии США в отставке Дэниел Дэвис, сообщает агентство  РИА Новости. «Для Украины это только невыгодная сделка. Хорошей сделки для них не будет – есть только невыгодная сделка, которая может стать ещё хуже. Украинцы по-прежнему сталкиваются с угрозой того, что им придётся либо согласиться на переговоры, о которых просят русские, <> либо отказаться от этого и продолжать боевые действия, что в конечном итоге может привести к военному поражению», – cказал он. По мнению Дэвиса, предстоящий диалог лидеров России и США может стать поворотным моментом, который окажет значительное влияние на развитие событий. «И я с нетерпением жду, что произойдёт в понедельник, потому что это может быть в самом деле большой день», — продолжил он.

Итак, надо ждать и ничего не исключать. И поэтому имеет смысл обратить внимание на то, что в эти же дни сказали…из Ирана на высоком уровне, тем паче что, как мы уже писали ранее, готовится официальный визит президента РФ Путина в Тегеран. Иранские власти по ходу времени склонны, как мы понимаем ситуацию, несколько переоценить своё отношение к непрямым «встречам» с представителями США.

Запад пытается стравить между собой страны Персидского залива, чтобы задёшево забирать у них нефть в обмен на оружие. Об этом заявил вчера на форуме «Тегеранский диалог» президент Ирана Масуд Пезешкян. «Если энергоресурсы не будут поступать из Персидского залива на другую сторону, весь Запад будет парализован. Они хотят заставить нас воевать друг с другом, чтобы они могли легко забрать наши энергоресурсы по любой цене, которую они захотят, забрать нашу нефть и дать нам взамен оружие, чтобы мы могли воевать друг с другом», – сказал Пезешкян, которого цитирует ресурс «Пул № 3». «Мы ни в коем случае не откажемся от нашей мирной ядерной программы. Угрозы и санкции не остановят нас на этом пути. Мы находимся под санкциями уже много лет и продолжаем наше развитие», также заявил Президент Ирана. Далее он сказал: «Все мы, люди, обязаны уважать права друг друга. Конфликты и разногласия начинаются тогда, когда права человека игнорируются. Именно это делают сегодня сионистский режим и его сторонники, убивая беззащитных людей и посягая на землю, дома и очаги невинных людей». Отвечая на противоречивые сообщения американских чиновников, он сказал: «Митчелл Келлер в своей книге «Бесконечная война» говорит, что Америка развязала бесконечную войну в мире, чтобы разграбить ресурсы и даже рабочую силу стран и навязать свою экономику миру. Естественно, народы мира не согласятся с разграблением ресурсов своих стран, а Америка также нелегко откажется от своих интересов, и поэтому бесконечная война будет продолжаться». Президент ИРИ, подчеркнув, что «в соответствии с ДНЯО, мы имеем право использовать мирные ядерные технологии и исследования для различных целей, включая здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность и другие жизненно важные области, сказал: Наша религиозная вера не позволяет создавать ядерное оружие; оружие, которое может уничтожить человечество и не имеет ничего, кроме варварства, для будущего Земли. То, что другие продолжают утверждать, что Иран движется к созданию ядерного оружия, является лишь повторением необоснованных и воинственных заявлений».

Он также в воскресенье вечером в ходе встречи с премьером и главой МИД Катара Мухаммедом бен Абдеррахманом Аль Тани заявил, что считает возможным достижение соглашения с американской стороной, но при условии, что Вашингтон перестанет запугивать Тегеран. «Соглашение с США достижимо, но для этого необходимо принципиальное условие – американская сторона должна перестать навязывать свои условия, а также запугивать Иран. Мы ни при каких обстоятельствах не подчинимся силе», – сказал Пезешкян, слова которого опубликованы на сайте пресс-службы иранского президента. В воскресенье иранский президент также провел встречу с главой МИД Омана Бадром аль-Бусаиди. В ходе переговоров он выразил надежду, что Ирану удастся при посредничестве Омана заключить с США справедливое соглашение, гарантирующее стабильность на Ближнем Востоке.

При этом ранее спецпосланник президента США Стив Уиткофф в интервью ABC News, комментируя переговоры США с Ираном, заявил, что по условиям возможной сделки у Ирана не должно быть возможности обогащать уран даже на 1%!!! Глава МИД Ирана Сейед Аббас Аракчи отреагировал на это словами о том, что Тегеран продолжит обогащать уран вне зависимости от того, будет достигнуто соглашение с США или нет. «В ходе переговоров по мирной ядерной программе Ирана наши американские собеседники, естественно, вольны публично заявлять всё, что считают нужным, чтобы противостоять группам с особыми интересами; злонамеренным субъектам, которые определяли повестку дня по крайней мере предыдущих администраций», – заявил главный иранский переговорщик, в длинном посте в X (Twitter), по-видимому, имея в виду именно ведущего американского переговорщика Стива Уиткоффа. «Иран может контролировать только то, что делаем мы, иранцы, а именно – избегать публичных переговоров, особенно учитывая тот диссонанс, который мы наблюдаем между тем, что наши американские собеседники говорят публично и в частном порядке, а также от недели к неделе», – добавил он, очевидно, имея в виду противоречивые заявления американских чиновников. «Наша позиция в отношении прав Ирана как участника ДНЯО предельно ясна, и не существует сценария, при котором иранцы допустят отступление от этого. Овладение технологией обогащения – это с трудом достигнутое и отечественное научное достижение, результат больших жертв как в плане крови, так и в плане средств, -подчеркнул Аббас Арагчи. – Если США заинтересованы в том, чтобы у Ирана не было ядерного оружия, то сделка вполне достижима, и мы готовы к серьёзному разговору, чтобы найти решение, которое навсегда обеспечит такой результат. Однако обогащение урана в Иране продолжится независимо от сделки», – заключил он.

Как известно, Иран и США провели 11 мая четвёртый раунд непрямых «встреч»-переговоров по иранской ядерной программе при посредничестве главы МИД Омана. По словам министра иностранных дел Ирана Аббаса Арагчи, позиции сторон в ходе этого раунда сблизились, а в переговорном процессе «наблюдается прогресс». При этом он подчеркнул, что Иран готов скорректировать уровень обогащения урана для выстраивания доверия с США, но полностью отказываться от обогащения не собирается. Первый и третий раунды непрямых переговоров между Тегераном и Вашингтоном состоялись в Омане 12 и 26 апреля соответственно, второй – в Риме 19 апреля. Иранскую сторону на переговорах представляет глава МИД, а американскую – спецпосланник президента США Стив Уиткофф.

Тот же Аббас Арагчи заявил своему турецкому коллеге Хакану Фидану, что право Ирана на мирную ядерную энергетику не подлежит обсуждению, подтвердив приверженность Тегерана конструктивной дипломатии при условии соблюдения его прав. По сообщению иранского информагентства Mehr News, министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи заявил это во время телефонного разговора с Фиданом. Арагчи проинформировал Фидана о последних событиях, связанных с непрямыми переговорами между Ираном и Соединёнными Штатами, а также о недавней встрече Ирана с тремя европейскими странами, участвующими в ядерных переговорах. Он подчеркнул, что если другая сторона проявит подлинную политическую волю и будет уважать законные права Ирана в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Тегеран готов заключить взаимовыгодное соглашение в обмен на отмену санкций.

Иран, как последовательный участник Договора о нераспространении ядерного оружия, считающего производство и применение ядерного оружия недопустимым (харам), не приемлет лишения своего права на мирную ядерную промышленность. С таким заявлением выступил глава МИД Ирана Аббас Арагчи на совместном заседании с делегацией Пагуошского движения ученых. Министр иностранных дел Ирана также на совместном заседании с делегацией Пагуошского движения учёных, состоявшемся под председательством Организации по атомной энергии Ирана, подчеркнул необходимость реализации Ираном своих законных прав в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Он, ссылаясь на четыре раунда непрямых переговоров с США, заявил, что Иран – как страна с долгим сроком членства в Договоре о нераспространении ядерного оружия и инициатор создания зоны, свободной от ядерного оружия, в Западной Азии – добросовестно и решительно приняла решение вступить в непрямые переговоры с США и до настоящего времени чётко демонстрировала свою последовательность и решимость. «Исламская Республика Иран полностью готова к мерам по укреплению доверия в отношении исключительно мирного характера своей ядерной программы. Однако она не может идти на компромиссы в отношении законного и неотъемлемого права иранского народа на мирное использование ядерной энергии, включая обогащение урана, которое предоставлено всем государствам-участникам Договора о нераспространении ядерного оружия», – подчеркнул иранский министр.

И вот на данном фоне, который по сути даёт понять, почему не назначен пятый раунд ирано-американских непрямых «встреч», то есть почему Иран дал некое время США, чтобы американцы отказались от «заоблачных» требований в угоду сионистам, сегодня глава МИД Ирана на встрече с Генеральным секретарем Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) подчеркнул стремление Исламской Республики Иран к укреплению взаимодействия и активизации сотрудничества между государствами-членами ШОС в различных областях. Генсек ШОС Нурлан Ермекбаев, прибывший в Тегеран для участия в «Тегеранском диалоговом форуме» (Tehran Dialogue Forum), встретился с министром иностранных дел Ирана. В ходе данной встречи иранский министр подчеркнул особое стремление Ирана к укреплению взаимодействия и активного сотрудничества между государствами-членами ШОС в различных областях. Арагчи также акцентировал внимание на роли Секретариата и лично Генерального секретаря Организации в обеспечении динамизма и активности ШОС на региональной и международной аренах, на важности укрепления связей и достижения синергии экономических потенциалов, содействия в урегулировании вопросов и проблем между некоторыми государствами-членами, а также на укреплении сотрудничества с другими влиятельными организациями, такими как БРИКС, ОЭС и Д-8.

Сопоставляя «неопределённость» на линии Россия-США с «неопределённость» по линии Иран-США, мы понимаем, что куда важней телефонного разговора между Трампом и Путиным, предстоящий визит президента РФ в Иран. Иран привержен курсу на сотрудничество со своими партнёрами и союзниками, отклоняя диктат и шантаж США. Посмотрим, как будут развиваться события на этих двух международных треках…

Սերգեյ Շաքարյանց

Leave a Comment