Провал надежд Эрдогана в Ашхабаде и интересная корректировка планов США в Закавказье и по всему миру…

Намедни мы писали для наших сограждан и соотечественников, что еврей Эрдоган, абы «президент Турции», недавно (12 декабря) в Ашхабаде встретился с главой России Владимиром Путиным и умолял его «принять назад» ракетные установки ПВО С-400 с возвратом денег и так далее. Тогда Эрдоган аргументировал свою просьбу тем, что хочет восстановить отношения с администрацией США и снова получить доступ к американской программе истребителей пятого поколения F-35. И мы писали также, что про ответ российской стороны «молчат» и турецкие, и российские источники.

И вдруг вчера американский новостной журнал Time, базирующийся в Нью-Йорке, решил приоткрыть завесу секретности вокруг этого вопроса. Обозреватель этого журнала Бобби Гош указал – «Эрдоган «пролетел» с российским комплексом С-400». Автор сообщает, что во время встречи с Владимиром Путиным в Туркмении на прошлой неделе президент Эрдоган обсуждал возможность возвращения российской системы ПВО С-400. Кремль ему в этом отказал, что позволяет судить о том, как Москва воспринимает изменение в дипломатической позиции Анкары. Даже Путин, известный своей жёсткой позицией, кажется, испытывает некоторое смущение из-за просьбы Эрдогана, написал мистер Гош. «В течение шести лет Эрдоган пытался лавировать между Москвой и Вашингтоном, стремясь сохранить российские системы С-400 и одновременно сохранить доступ к американским истребителям F-35. Однако Белый дом не согласился, дав понять, что Турция должна полностью отказаться от С-400, если хочет вернуться к программе F-35. Похоже, что теперь до него дошло: не существует никаких хитрых уловок или компромиссов, которые бы позволили сохранить лицо. Эрдогану необходимо взять свои слова назад или распрощаться с возможностью приобретения самых передовых в мире истребителей-невидимок», – пишет журналист Гош.

Он отметил, что человек, который когда-то демонстрировал С-400 как символ независимости Турции, теперь унизительно обращается к Путину с просьбой забрать системы и отдать деньги. «Сложно представить, каким был этот разговор в Туркмении. Путину не нужны поддержанные С-400, которых у него в избытке. Почему он должен помогать Эрдогану выйти из ситуации, которую тот сам же и создал?», – задается вопросом Гош. Как считает автор, внутренние политические последствия для турецкого лидера могут оказаться весьма значительными. Националистическая риторика, которая в 2017 г. помешала Эрдогану отступить, теперь может превратить любой шаг назад в политическую капитуляцию. Его политические оппоненты будут ликовать. Перед ними президент, который ради системы вооружений, которую он никогда не применял, а теперь стремится избавиться, пожертвовал миллиардами долларов, утратил для Турции ключевое место в важнейшей оборонной программе западного военного блока и разорвал многолетние продуктивные отношения с НАТО. И который вряд ли получит компенсацию за российскую противоракетную систему. Эрдоган, полагает Гош, непременно попытается преподнести это в выгодном свете. 

Отстранение Башара аль-Асада от власти в Сирии и укрепление позиций Турции как регионального лидера могут стать предлогом для националистических заявлений. Эрдоган может представить свои отношения с Трампом и Путиным как свидетельство дипломатического мастерства. Только он способен представить унизительное отступление в качестве стратегического манёвра. «Однако факты остаются фактами. Приобретение системы С-400 было обусловлено уязвлённой гордостью и внутриполитическими соображениями, а не долгосрочной стратегией. Это привело Турцию к значительным финансовым потерям, ухудшению союзнических связей и утрате доступа к ключевым военным технологиям. Если Эрдогану удастся восстановить систему, он окончательно подтвердит, что этот эпизод был исторической ошибкой, которую более дальновидный лидер никогда бы не допустил», – далее пишет Гош. Но, по его словам, турецкая оппозиция намерена в нужный момент напомнить избирателям о том, как внешняя политика гордого народа попадает в плен личных амбиций одного человека. Однако, напомним, Гош констатировал: Кремль Эрдогану в этом отказал…

Вопрос, с нашей точки зрения, состоит не в том, а по какой причине еврей Эрдоган решил отказаться от С-400, и не в том, почем в Турции и России усиленно скрывали (на официальном и медийном уровнях) смысл ответа Владимира Путина «султану». А в том, почему решили об этом вспомнить и сообщить американские источники. Кто так скомандовал-то в Вашингтоне, кто решил «уронить» реноме и рейтинг Эрдогана!?.. Логично предположить, что это если и не сам Дональд Трамп (допустим, из-за того, что его об этом попросил «кто-то» и Израиля – прим.), то уж точно, что некто из ближайшего окружения президента США. Еврей и родственник Трампа Джаред Кушнер?! Не исключено…

Ведь вчера же, 25 декабря, обозреватель журнала «The American Conservative» Уильям Линд написал, что в новой стратегии национальной безопасности США отказываются от идеи мирового господства, но не до конца. «Новая стратегия национальной безопасности Соединённых Штатов провозглашает свою независимость от двухпартийного внешнеполитического консенсуса, который часто называют „Слизь“. Эта „Слизь“ настаивает, чтобы Америка правила миром, чего бы это ни стоило в потерях и деньгах. Однако Трамп заявляет: „Довольно“», – сообщает автор. Он отмечает, что главной мыслью стратегии является то, что США отвергают для себя гибельную идею мирового господства. Эта мысль, по его словам, красной нитью проходит через весь документ – правда, с поправками. «В тексте критикуются предыдущие попытки США навязать свою модель Ближнему Востоку. Также в нём выражен отказ от стратегии по смене режимов и политических курсов в этом регионе (возможно, имеется в виду Иран? – прим.). Далее документ чётко указывает на стремление США улучшить отношения с Россией после длительного периода изоляции. Прекращение конфликта на Украине рассматривается как приоритетная цель для восстановления стратегической стабильности между двумя странами», – далее пишет автор.

По его словам, наиболее существенный разворот произошел на китайском направлении.

«В США многие не осознают, насколько глубоко „болотные“ элиты, военно-промышленный комплекс и Конгресс подталкивали страну к конфронтации с Китаем. Прямые призывы к войне звучали редко, но её тень постоянно витала в воздухе, оправдывая триллионные расходы на оборону и требования их дальнейшего увеличения (несмотря на значительные поражения наших вооружённых сил). Те, кто использует китайскую угрозу для получения бюджетных средств, не понимают, что такие действия приучают обе стороны воспринимать войну как вероятный и даже неизбежный исход. История знает множество примеров, когда пророчества сбывались, что подтверждается судьбами Афин и Спарты», – продолжает автор.

В этом свете, добавил он, новая стратегия являет собой колоссальный шаг в верном направлении. В связи с этим Линд привел цитату из статьи The Wall Street Journal, в которой говорится: «Это не изоляционистский призыв от либертарианских аналитических центров. Однако это явное заявление о том, что США больше не могут и не должны в интересах своей нации брать на себя бремя мирового лидерства». Однако, по словам автора, в стратегии есть серьёзные оговорки: она прямо призывает «не допустить захвата Тайваня». «Это свидетельствует о недооценке его значимости для Китая, для которого отделение Тайваня стало бы опасным прецедентом для распада страны. Для США же Тайвань представляет собой второстепенный интерес. История после 1945 года – это череда американских военных конфликтов за подобные периферийные интересы, и результаты этих войн оказались плачевными. Если учесть ядерный аспект, то ситуация становится ещё более тревожной», – пишет автор по этому поводу. По его мнению, если американцы хотят сохранить государство как фундаментальную политическую единицу мира, то они должны его серьёзно поддержать. «Для обеспечения стабильности системы государственности необходимо объединение усилий всех стран. Именно в этом контексте приобретает особую значимость новая Стратегия национальной безопасности. Ключевым моментом должно стать сотрудничество трёх ведущих мировых держав: США, Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Документ предлагает восстановить конструктивный диалог с Россией, что является первым важным шагом», – написал Уильям Линд.

И это ещё не всё. Видимо, конец 2025 года для всех в США был признан временем обобщения итогов года и предложения прогнозов и советов на будущее. В частности, вчера Институт Гувера (США) опубликовал аналитический материал о региональных и внутриполитических процессах в Закавказье и о том, как США могли бы выстраивать инфраструктурную повестку. В тексте даны конкретные рекомендации Вашингтону. А вот Телеграм-канал (ТК) «Сектор гор» выделил три блока тезисов исследования. Ну, в первом пункте (ориентировочно – первом) говорится примерно о том же, что указал автор Уильям Линд из журнала «The American Conservative»: что американцам следует принять многовекторность региона. Вообще – многовекторность. Пусть и только в Закавказье. Авторы исследования из Института Гувера предлагают США исходить из того, что инфраструктурные проекты в Закавказье развиваются в среде конкурирующих интересов. В этой логике участие китайских, российских или иранских грузов и компаний допускается при условии соблюдения санкционных ограничений. Консорциум под лидерством США рекомендуется не строить как механизм вытеснения других игроков с рынка. Акцент предлагается переносить на инициативы, где Вашингтон не выступает главным инициатором. TRIPP Трампа в тексте предлагается позиционировать как маршрут, совместимый с другими коридорами: со Срединным коридором [т.е. «туркским путём» или «зангезурским коридором» – прим. ], МТК «Север – Юг» (Россия-Иран), китайской инициативой «Один пояс и один путь» и иранским маршрутом «Арасский коридор». Логика взаимодополняемости, по оценке авторов, повышает шансы TRIPP Трампа на устойчивую реализацию.

Пункт 2. – Не выводить Грузию за скобки. Авторы считают, что исключение Грузии из инфраструктурных проектов, ориентированных на региональную трансформацию, снижает потенциал всей конструкции. Политические разногласия Тбилиси с западными партнёрами – т.е. некая конфронтация с ЕС, описываются как фактор, который осложняет взаимодействие, но не отменяет базовую геоэкономическую роль страны. В этой рамке TRIPP Трампа подаётся как проект, который должен конвертировать геополитические преимущества в экономические эффекты.

Пункт 3. Обеспечить «политическое сопровождение» в Армении – формулировка авторов из Института Гувера. Вашингтону предлагается не допускать ситуации, при которой антиармянский диктатор Пашинян выглядит изолированным в коммуникации с армянским электоратом и диаспорой в США. При высокой чувствительности армянского общества к теме безопасности и рисков мирной повестки, авторы считают необходимыми дополнительные меры поддержки и более наглядную демонстрацию ожидаемых выгод мира и экономического развития. Отдельно отмечается, что сохранение Пашиняна у власти и получение мандата на референдуме по конституционной реформе усилили бы импульс к реализации американской повестки в Закавказье.

Материал предлагает для США более инклюзивную линию: учитывать интересы всех стран Закавказья и соседей, снижать конфликтность восприятия TRIPP и работать с тревогами внешних игроков через диалог. При этом стратегический ориентир в тексте сохраняется, поскольку TRIPP рассматривается как инструмент глубокой трансформации региона. При этом коммуникация с Россией и Ираном описывается как способ управлять рисками сопротивления и эскалации.

Как мы видим по публикациям и Бобби Гоша в журнале Time, и Уильяма Линда в журнале «The American Conservative», Вашингтон как бы отказывается от конфронтационной конкуренции в Закавказье, в особенности в плане противопоставления плана Трампа TRIPP конкурирующим проектам евразийских держав (России, Ирана и Китая) и Турции, и как бы предлагает «всё совместить со всем» – как пишут авторы из США, в «логике взаимодополняемости». Вопрос в том, что, к примеру, Иран и Китай ни на йоту не доверяют американцам, зная, как легко США отказываются даже от уже подписанных и утверждённых на уровне ООН международных договоров, как это случилось со «сделкой по иранскому атому» от 2015 года. Напомним, что уже в 2016-м и лично Трамп разорвал это соглашение в одностороннем порядке. Заметно и то, что Институт Гувера обошёл молчанием кавказа-татарей. Речь в упомянутом аналитическом институте ведут (из закавказских республик) в основном о Грузии и остатках Армении. Это значит, что американцы не сомневаются, что фашистский режим Баку всегда будет с США

Но вот беда – не факт, что в Закавказье, и именно – у нас в Ереване, все кому «положено», понимают, что у США сейчас иной период, и видимо, хотя бы в какой-то мере из-за этого произошёл отзыв с поста посла США в Армении «кураторши» режима «пашистов» Кристины Куин. Если бы в Ереване «пашисты» хотя бы на уровне «волосиков на дупах» чувствовали бы, что реально происходит в мире и что США готовятся «уйти» из очень многих регионов мира, в списке которых Закавказье – ну явно одно из первых (!), то вчера вряд ли оккупационный режим «пашистов» объявил бы, что в остатках Армении вводят запрет на распространение контента зарубежных теле- и радиопрограмм, «направленный на насильственное свержение конституционного строя, пропагандирующий насилие и жестокость, а также вмешивающийся во внутриполитическую жизнь» республики. Проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон «Об аудиовизуальных медиа» одобрен был именно 25 декабря на заседании правительства. Как сообщил министр высокотехнологической промышленности Мхитар Айрапетян, проектом предлагается пересмотреть и уточнить запреты на злоупотребление аудиовизуальными программами, определив более конкретные случаи их применения. В частности, закон запретит распространение контента, направленного на насильственное свержение конституционного строя, разжигание войны, пропаганду насилия и жестокости или преследующего аналогичные цели. «Поправки также предусматривают введение нового положения, которое запрещают распространение в зарубежных аудиовизуальных программах контента, который вмешивается во внутриполитическую жизнь Армении», – цитирует министра «Арменпресс». В проекте закона уточняются правовые основания, критерии и механизмы применения приостановки и аннулирования лицензий сетевых операторов. Также пересмотрены и отредактированы требования к деятельности дистрибьюторов аудиовизуальных программ. Внесены дополнения и изменения в раздел о штрафах. Добавлена ​​новая статья, регулирующая порядок приостановки и аннулирования лицензии сетевого оператора. «Поправки направлены на ограничение информации, негативно влияющей на граждан, что позволит предотвратить распространение дезинформации, насилия, разжигания ненависти и другого вредоносного контента», – отметил министр.

По его словам, будут созданы правовые механизмы защиты информации, которые позволят пресекать внешнее влияние на информационное поле Армении, обеспечивая контроль и надзор в соответствии с требованиями национальной безопасности».

Заметно же, что эта «инициатива» уже завтра позволит «властям» трактовать, например, как «разжигание войны» даже просто научно-практические дискуссии или «круглые столы» и так далее, посвящённые вопросу признания и осуждения Геноцида армян в Турции в 1915-23 гг., вопросу о геноциде армян Арцаха и причастности к этому именно самого «пашистского правительства» и ещё по многим и многим иным вопросам. И заметно же, что этот «законопроект» предан гласности именно после того, как армянская община Санкт-Петербурга подвергла остракизму и обструкции главаря антиармянского марионеточного оккупационного протуркского режима «пашистов». Как видим, ничто не изменится для нас, армян, в 2026 году – даже авторы из Института Гувера предлагают Трампу сохранить во власти в Ереване откровенного паскуду-торка «пящик оглы», ибо это, как пишут они, «усилило бы импульс к реализации американской повестки в Закавказье»… Не Китайской, не Российской, не Иранской – а американской. Ну?! Аллё – жители остатков Армении!!! Так чья же марионетка – этот ваш гадёныш из иджеванской округи??? Пусть каждый армянин сам себе, в первую очередь, ответит на этот вопрос…

Սերգեյ Շաքարյանց 

Leave a Comment